Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
А пред смертью подобрела
И впервые пожалела,
И вздохнула: "Ах, года!
Вот и внучка молода".
И, простивши нрав мой вздорный,
Завещала перстень черный.
Так сказала: "Он по ней,
С ним ей будет веселей". (Из книги ANNO DOMINI)
Имя при рождении: Анна Андреевна Горенко
Дата рождения: 11 (23) июня 1889
Место рождения: Одесса, Российская империя
Дата смерти: 5 марта 1966 (76 лет)
Место смерти: Домодедово, Московская область
Гражданство: Российская империя, СССР
Род деятельности: поэтесса, публицист
Годы творчества: 1911—1966
Направление: акмеизм (раннее творчество)
Язык произведений: русский
Премии: «Этна-Таормина»
http://akhmatova.org
А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Ее судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое ее близких (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж (официально брак зарегистрирован не был), трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Биография
Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.
В 1890 году семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка». По её собственным словам:
«Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.»
Вспоминая детство, поэтесса писала:
« Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили.
А. Ахматова. Коротко о себе»
Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».
Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.
Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-40; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР — в 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
В «Поэме без героя» (1940—1965, полностью опубликована в 1976) — А.А. Ахматова воссоздавала эпоху «серебряного века» русской литературы по отношению к времени ее написания. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии. Она перекликается с романом М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Анна Андреевна прочитала роман, находясь в эвакуации в Ташкенте).
Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат замечательные статьи о творчестве А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, воспоминания о современниках. Анна Андреевна дала отрицательную оценку роману Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго".
Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. Это следует иметь в виду, читая сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг. До 1964 года была «невыездной».
Первое довольно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л., 1976. Под редакцией академика В. М. Жирмунского. Большая серия Библиотеки поэта.
Хорошо знавший Ахматову переводчик Игнатий Ивановский писал о ней: «…я невольно, боковым зрением наблюдал, с каким убеждением и тончайшим искусством творила Ахматова собственную легенду — как бы окружала себя сильным магнитным полем.
В колдовском котле постоянно кипело зелье из предчувствий, совпадений, собственных примет, роковых случайностей, тайных дат, невстреч, трехсотлетних пустяков. Котел был скрыт от читателя. Но если бы он не кипел вечно, разве могла бы Ахматова в любую минуту зачерпнуть оттуда, вложить неожиданную поэтическую силу в самую незначительную деталь? Лучше всего об этом сказано в её стихах:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…»
Жизнь и творчество
1900—1905 — учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории[источник не указан 157 дней].
1906—1907 — учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Среди преподавателей — будущий известный философ Г. Г. Шпет, математик Ю. А. Кистяковский.
1908—1910 — учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге. Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко, и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве — Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии князей Чагадаевых (известных с XVI века), по матери — из старинного татарского рода Ахматовых, обрусевшего в XVII веке.
1910 — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва.
1910—1912 — дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы.
1911 — первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже её стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им журнале «Сириус». Журнал успеха не имел и почти сразу прекратил своё существование).
1912
в марте вышла первая книга — сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров.
в октябре родился сын — Лев Николаевич Гумилёв.
1914 — весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом — 1000 экземпляров. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий.
1917 — третья книга «Белая стая» тиражом в 2000 экземпляров. в издательстве «Гиперборей».
1918
в августе состоялся развод с Гумилёвым.
вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
1921
в апреле в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров.
лето — рассталась с В. К. Шилейко.
в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».
1922 — фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина.
1924 — поселилась в «Фонтанном доме».
8 июня 1926 — оформлен развод с В. К. Шилейко, собиравшимся вступить во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).
22 октября 1935 — арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.
1938 — арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв.
С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» 1965 писала об этом так: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать».
1935—1940 — написана поэма «Реквием».
1938 — рассталась с Н. Н. Пуниным.
1939 — принята в Союз советских писателей.
1940 — новый, шестой сборник: «Из шести книг».
1941 — войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник стихотворений Анны Ахматовой.
1943 — кончился срок отбытия наказания Льва Николаевича Гумилёва в Норильсклагере. Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он ушёл добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.
1944 — 31 мая Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград.
1944, лето — разрыв отношений с В. Г. Гаршиным.
1946 — Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей. Впоследствии Анна Андреевна, как свидетельствовала Л.К. Чуковская, сказала, что согласна с Постановлением и с оценкой, сделанной в этой связи А.А. Ждановым.
1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. С 1935 года и до окончательного освобождения Льва Николаевича поэтесса предельно осторожна в публичных высказываниях. Возможно, попыткой продемонстрировать лояльность советской власти явилась публикация цикла стихов «Слава Миру» (1950). В дальнейшем Ахматова не включала этот цикл в свои сборники.
1951 — 19 января по предложению А. А. Фадеева А.А. Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.
1953 — в августе умер в лагере Абезь (Коми АССР) Н. Н. Пунин.
1954 — в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.
1956 — возвратился из заключения реабилитированный после XX съезда Л.Н. Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения; с этого времени отношения между ними были напряжёнными.
1958 — вышел сборник «Стихотворения»
1964 — в Италии получила премию «Этна-Таормина».
1965
диплом почётного доктора Оксфордского университета.
издан сборник «Бег времени».
1966
5 марта — умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье) в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму.
7 марта — в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом. Л.Н. Гумилёв, когда строил памятник матери вместе со своими студентами, камни для стены собирал где мог. Стену клали сами — это символ стены, под которой стояла его мать с передачами сыну в «Кресты». Там, где сейчас барельеф Ахматовой, первоначально была ниша, похожая на тюремное окно; символично, что в дальнейшем эта амбразура была закрыта барельефом. Первоначально крест был деревянный, как и завещала Анна Андреевна. Власти планировали установить на могиле памятник в виде традиционной пирамидки.
Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда" и „Ленинград"» от 14 августа 1946 года:
« Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.»
Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов 15—16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма):
« <…> Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых <…>»
Адреса
В Одессе
1889 — родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес Фонтанская дорога, 78.
В Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
Вся жизнь А.А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице. 1910 год — венчается с Гумилёвым.
Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана, которая находилась рядом, на Тучковой набережной.
Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко.
В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей в Комарове на улице Осипенко, 3 маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.
Портреты
Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К. С. Петровым-Водкиным в 1922 году.
Н. И. Альтман в 1914 г. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана : «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко" передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».
Ахматову писали и рисовали многие художники, в том числе Амедео Модильяни (1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате), Н. Я. Данько (скульптурные портреты, 1924, 1926), Т. Н. Глебова (1934), В. Милашевский (1921), Ю. Анненков (1921), Л. А. Бруни (1922), Н. Тырса (1928), Г. Верейский (1929), Н. Коган (1930), Б. В. Анреп (1952), Г. Неменова (1960—1963), А.Тышлер (1943). Менее известны её прижизненные силуэты нарисованные в 1936 г. в Воронеже С. Б. Рудаковым.
Память
Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны — 25 июня, — стали доброй традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова.
11 июня 2009 года в Университете Малайя (Куала-Лумпур) состоялся вечер, посвящённый 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой.
25 ноября 2011 года в Московском Международном Доме Музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвященного Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.
17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта памятная доска, в честь посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизово. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».
По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова».
В Крымской Астрофизической Обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлева назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 г. (3067) Akhmatova.
Памятники, музеи
Одесса
В Одессе, в начале аллеи, ведущей к тому месту, где располагался дом, в котором родилась поэтесса, в середине 80-х годов ХХ века были установлены её памятный барельеф и чугунная скамейка (украдена вандалами в середине 1990-х годов, позднее заменена на мраморную).
Париж
Опера «Ахматова» была создана в Париже в Опере Бастиль 28 марта 2011.. Музыка Брюно Мантовани, либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi).
Петербург
В Петербурге есть памятники Ахматовой — во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.
5 марта 2006 года, к сороковой годовщине со дня смерти Анны Андреевны в Санкт-Петербурге в саду возле Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (сам памятник — дар Николая Нагорского).
В Фонтанном доме, где расположен литературно-мемориальный музей поэтессы, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории».
В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыли памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала его разместить. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было сбыться.
Москва
В Москве на улице Большая Ордынка в доме № 17, где Ахматова останавливалась в 50-х-60-х гг в семействе Ардовых планируется открытие квартиры-музея. С таким предложением выступила инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым. На стене дома также висит мемориальная доска, а во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Модильяни.
Бежецк
В городе Бежецке, где детские годы провёл сын Анны Андреевны Ахматовой — Лев Николаевич Гумилёв, установлена скульптурная композиция, посвящённая А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилеву.
Кинематограф
10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок — режиссёр С. Д. Аранович. Ему помогали оператор А. Д. Шафран, ассистент оператора В. А. Петров и другие. В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой».
В главе «Похороны Ахматовой» своего автобиографического анализа жизни простого человека в СССР «Страх, или жизнь в Стране Советов» В. А. Петров так описывает эти несанкционированные киносъёмки:
« <…> Со времён известного постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», разгромившего поэтессу, она была вне закона, как «антисоветчица» и запрещена. Однако интеллигенция прекрасно представляла величие этого человека и её историческую роль в советской литературе. Поэтому и её смерть была воспринята, как событие историческое, а историю надо запечатлевать... Конечно, никакой речи об официальных киносъёмках идти не могло. Никто не разрешит такую съёмку. Решили не ставить в известность об этом руководство студии и провести съёмку на свой страх и риск... В общем в условиях необычайной давки и толчеи мы сняли церковную панихиду в Никольском соборе, гражданскую панихиду в Доме писателей и сами похороны на кладбище в Комарово.... В соборе, как и в других местах, в толпе присутствующих было, конечно, достаточно представителей КГБ в штатском. Понимая, что ни один здравомыслящий советский человек не может снимать Ахматову, да ещё в церкви, они тут же сообщили своему начальству, что некие неизвестные лица производят съёмку этих похорон... Кэгэбэшное начальство поняло, что это ЧП и тут же поставило в известность Первого секретаря Обкома партии. Тот решил выяснить, кто это проявил такое антипартийное сумасбродство... Проведена провокационная антисоветская киносъёмка! Снятый материал был весь тут же изъят КГБ" Петров В. А. Страх, или Жизнь в Стране Советов. — Спб.: Юридический центр Пресс. — 2008. »
В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне». В главной роли — Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко.
Памятники
Памятник «Серебряный век» в Одессе. Скульптура представляет собой поэтесс Марину Цветаеву и Анну Ахматову. Открыт в апреле 2013 года.
Материал из Википедии
Анна Ахматова. Стихотворения. Скачать в формате RTF (Размер: 118кб) http://bulgar.clan.su/load/anna_akhmatova_stikhotvorenija/1-1-0-2
|